ведическийцентр

Кундалини-чакра – обитель Сверхдуши (Параматмы)

04 февраля 2017 г.

Входные ворота Кундалини-чакры обычно визуализируют на 30-70 сантиметров выше макушки. Ее сияние сравнивают с излучением александрита, меняющего цвет, в зависимости от состояния человека, от красновато-фиолетового до пурпурного, а иногда синего. Эманации различных ароматов при медитации на эту чакру ассоциируются с чем-то запредельным, но неизменно дарящим необъяснимое блаженство.

Кундалини-чакра является своеобразным алтарем в доме души, наиболее сокровенным пространством, окном в трансцендентный мир. Здесь пребывает Параматма (Сверхдуша) - локализованный аспект Бога. Когда Всевышний проявляет совершенно новое качество, Он отделяет его, преобразуя в личностную форму. Так появляется джива (индивидуальная душа). Далее Господь помещает ее в материальный мир, где она получает 108 оболочек.

 Потом Всевышний создает идеального двойника, которым может быть только Он сам, хранящий знание об истинной природе индивидуальной души, и входит в пространство кундалини-чакры как Параматма. Он сопровождает нас в материальном мире, пока мы, пройдя путь длительной эволюции, не достигнем качественного единства с Параматмой, т.е. не проявим в чистом виде данный аспект Всевышнего.

После этого Параматма растворяется в Абсолютном Брахмане, а душа продолжает сохранять свою индивидуальность, выстраивая отношения с Богом в одной из пяти рас на разных планах Мироздания. Так маленькие семена разлетаются по ветру, падают на почву, прорастают и рано или поздно становятся могучими деревьями.

Пока мы не достигли духовной самореализации, душа не может проникать в кундалини-чакру, как простой человек не может войти в алтарную комнату. Поэтому иногда Сам Господь «приходит к нам в гости», проникая в анахата-чакру. Этот процесс всегда сопровождается катарсисом не ниже второй степени. В других случаях Он использует как посредника нашего ангела-хранителя. В «Шветашватара упанишаде»*  сказано: на одном дереве сидят две птицы; одна из них пробует зрелые плоды, а другая наблюдает за ней и позволяет это делать.

Сверхдушу называют также Кширадакашайю Вишну. «Кшира» означает «молочный океан». Параматма находится в пространстве так называемой «желтой» (пассивной) кундалини, сравниваемой с топленым молоком и способной перемещаться сверху вниз по центральному каналу сушумна-нади. Но это происходит не так легко, как заявляют современные руководства по «светской» йоге, да и йогических или каких- либо восточных практик для этого совершенно не требуется.

Такое движение «желтой» кундалини происходит и у христиан, и у мусульман, и у буддистов, и у вайшнавов (последователей Кришны или Вишну), и у шактистов (последователей Парвати или Дурги), и у шайвов (последователей Шивы), и у представителей других истинных духовно-философских традиций. Известно, однако, что в аштанга-йоге существует специальная кундалини-медитация - осознанный и потому более эффективный процесс трансформации пассивной формы кундалини в активную.

«Желтая» кундалини стекает вниз, словно влага с запотевшего сосуда лишь в состоянии катарсиса - глубочайшего эмоционального переживания, сопровождающегося необыкновенным чувством радости, а иногда и блаженством. Такие состояния свойственны только людям с открытым сердцем. Реальная духовная жизнь начинается, когда человек хотя бы какое-то время способен удерживать свое сознание на уровне анахаты. Тот же, кто уже поднялся на этот уровень, всегда искренен, дружелюбен, сострадателен, милосерден и прост в общении, а его духовные практики будут все чаще завершаться катарсисом.

* Одна из одиннадцати Упанишад канона мукхья, к которому принадлежат наиболее древние Упанишады, прокомментированные Шанкарой. Датируется V—III веками до н. э. Шанкара назвал её «Мантра-упанишадой» ведической школы Шветашватара.

  И.И. Ветров

Отрывок из статьи "Топография и психофизиология марм первого круга" из книги "Основы Аюрведической фитотерапии" (И.И. Ветров, Ю.В. Сорокина)