ведическийцентр

Раскрытие предназначения. Выбор профессии - часть I

24 июля 2017 г.
Раскрытие предназначения. Выбор профессии  - часть I

Понятие о варнах (психофизических типах человека). Описание, позитивные и негативные качества варн. Способы преодоления дисбаланса в развитии личности. Смешанные варны.

В древности ведическое общество делилось на четыре варны (сословия), или, как сейчас принято говорить – на четыре психофизических типа. В нашей более современной интерпретации они выглядят так:

1. Брахманы – носители знания: учёные, врачи, учителя, священники. К этой же варне относятся и самостоятельные (не находящихся в отношениях подчинения) личности, которых можно назвать «творцами». Это писатели, художники, поэты, музыканты, режиссёры и другие творческие профессии, представители которых способны созидать новое и являться генераторами идей.

С детства брахманы очень любят читать, изучать различные науки и делиться полученными знаниями, в школе они быстрее и лучше своих одноклассников достигают успеха в музыке, изобразительном искусстве, писательском ремесле и любых других видах творчества.
Природные качества брахманов, описанные в «Бхагавад-гите»: спокойствие, самообладание, аскетизм, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность.

Негативным, дисгармоничным проявлением брахманической природы, возникающим в случае дисбаланса в развитии личности, может стать идеализация знаний и духовности, и проистекающие из неё тонкие формы гордыни, такие как чувство превосходства над «несовершенными» в духовном или интеллектуальном плане людьми, над представителями других варн, которые брахманы иногда склонны считать «низшими» (хотя это совершенно не так: в обществе, как и в природе, всё находится в гармонии, все люди взаимосвязаны и находятся в процессе сотрудничества, т.е. на «тонком» плане бытия нет таких понятий как «высший» и «низший»), идеализация себя, своего учителя или наставника («культ личности гуру»), своей научной школы, религии или духовной традиции. Путём преодоления идеализации является осознание того, что в материальном мире нет ничего идеального, развитие в себе любви и равного отношения ко всем. Писания индуизма (в частности «Бхагавад-гита»), как и Писания многих других мировых религий, недвусмысленно говорят об этом.

2. Кшатрии – правители, руководители, воины, сотрудники силовых структур. С детства стремятся руководить, поддерживать порядок, являются хорошими организаторами и лидерами. Как правило, «классическими» кшатриями влечёт в первую очередь стремление к справедливости, славе, почёту, а не желание получить максимальную финансовую выгоду от своей деятельности.

Природные качества кшатриев: героизм, сила, решимость, находчивость, отвага в бою, благородство, умение руководить. Дисгармония развития личности может проявляться как гордыня, гнев и несдержанность, склонность решать вопросы силой, давление на окружающих и жизненная позиция «государство – это Я». Преодолеваются эти негативные состояния успокоением ума (медитацией), заботой о подчинённых, практикой доброжелательности. Для военных и сотрудников силовых структур – минимизацией страданий, приносимых в рамках служебной деятельности, т.е. действием строго в рамках поставленной задачи, разумным и обоснованным применением силы, отказом от неоправданной жестокости.

3. Вайшья - торговцы, крупные земледельцы, банкиры, предприниматели. Те, кого называют «хозяин, владелец предприятия». С детства они стремятся к товарно-денежным отношениям, получению дохода от продажи, обмена чего-либо и т.п., т.е. с раннего возраста у них присутствует так называемая «коммерческая жилка», без которой невозможно экономическое развитие общества.

za

Являются прекрасными организаторами в своей области и обладают чутьём на прибыль. Негативные качества могут проявляться как жадность и корысть, и проистекающая из них агрессия (отсюда пошло выражение «акула капитализма»). Способом преодоления негатива в данном случае являются щедрость, благотворительность и понимание того, что в жизни не всё измеряется деньгами и материальными ценностями: есть более важные вещи, такие как любовь, сострадание и справедливость.

4. Шудры – рабочие и служащие, а также люди творческих профессий, получающие плату за свой труд (т.е. находящиеся в отношениях подчинения с вышестоящим руководством). Если «специализация» варны техническая – с детства любят мастерить, отлично владеют инструментами, оборудованием, техникой, обладают склонностью и умением служить и помогать другим; если наклонности гуманитарные – обладают талантом создавать что-то прекрасное для людей (музыканты, художники, актёры и т.д.), способностью к преподавательской работе (учителя по найму, консультанты и др.). Овладев специальностью, испытывают радость и удовлетворение от своего труда (если выбор профессии сделан удачно) и гордость от того, что зарабатывают на жизнь своими руками. Такие люди имеют полное право называть себя счастливыми. Как правило, они не стремятся к руководящим должностям (это удел кшатриев), и проявляют определённую социальную инертность (из этого проистекает пресловутое понятие «народные массы»), т.к. более сосредоточены на себе и своей семье.

za

Негативные качества варны могут проявляться как инертность мышления, лень (нежелание совершенствоваться в своей профессии) и склонность тратить заработанные деньги на неблагоприятные для здоровья развлечения, в связи с отсутствием понимания, как можно их потратить с большей пользой, во что инвестировать. Путями преодоления дисбаланса в этом случае являются: следование путём предназначения (не отклоняться от него в сторону), развитие своих талантов, самосовершенствование и самореализация, участие в общественных делах, умение правильно отдыхать и расслабляться, ведение здорового образа жизни.

Помимо четырёх основных варн, существуют так называемые «смешанные варны», объединяющие в себе качества сразу нескольких психофизических типов, иногда до трёх и даже до четырёх. Люди, принадлежащие к смешанным варнам, составляют большинство населения в текущую эпоху, когда границы понятий об общественных сословиях в значительной степени размыты.

Примеры смешанных варн:

  • Брахман/кшатрий – праведный святой правитель (в настоящее время таких, к сожалению, практически нет); преподаватель военного ВУЗА; учёный, разрабатывающий вооружение (особенно, если он лично принимает участие в тестировании образцов).
  • Брахман/шудра – в текущую эпоху это практически любой талантливый, творческий человек, продающий свои идеи и работающий по найму (по древним канонам брахман не имел права наниматься на работу и идти в услужение, и жил только на пожертвования).
  • Кшатрий/вайшья – руководитель торговой фирмы, несущий на себе значительное количество административных функций. Вайшья/шудра – уличный торговец с патентом индивидуального предпринимателя.
  • Кшатрий/вайшья/шудра – менеджер-управленец среднего/низшего звена в торговой структуре, работающий по найму и т.д.

О том, какая деятельность соответствует предназначению, способах его определения (методе тестирования), астрологическом (посредством джйотиш, ведической астрологии), ретроспективном (методе погружения в прошлое) и о том, как влияет отказ от следования своей истинной природе на судьбу и здоровье человека – мы расскажем во второй части нашей статьи.

Автор:  Антон Кондрашев

Читать продолжение:Раскрытие предназначения. Выбор профессии - Часть II 

Материал авторский!!! При копировании, активная обратная ссылка с источника om-aditya.ru обязательна.