ведическийцентр

Мировоззрение Тантры. Часть 2

18 февраля 2022 г.
Мировоззрение Тантры. Часть 2

Мировоззрение Тантры. Часть 2

В-третьих, полярность служит источником учения. Тантрические учения излагаются в текстах, носящих общее название «тантры». Здесь надо проводить различие между словом «тантра», обозначающим священный текст и термином «Тантра» (с заглавной буквы) как наименованием совокупности учений, изложенных в этих текстах. Как пишет Дэвид Уайт, Тантра это ритуальная практика, а тантры представляют собой компендиумы по ритуальным практикам. Если Веды считаются существующими извечно, то тантры имеют форму диалога между высшей божественной четой, чаще всего Шивой и Шакти. Где и когда в действительности появились тантры, остается загадкой. Самое раннее упоминание о текстах, именуемых тан трами,мы находим в санскритском романе Баны «Кадамбари» (VII вв..)

В научной среде до сих пор идет дискуссия о том, какие тантры появились ранее, индуистские или буддийские. Существует классификация индуистских тантрических текстов, когда они делятся на агамы, нигамы и упатантры. Если в агамах Шива поучает свою Шакти, то в нигамах наоборот, Шакти поучает Шиву (заметим, что термин «нигама» в тантрах часто используется для обозначения Вед). Упатантры представляют собой диалог Шивы или Шакти с каким--либо мифологическим персонажем. В текстах непременно подчеркивается тайный, эзотерический характер передаваемых учений. Есть и другая классификация, в которой свод тантрической литературы включает в себя 28 агам шиваизма, 108 самхит вишнуизма (школа панчаратра) и 64 тантры шактизма (на самом деле, число известных известных тантр и самхит намного больше, около 200). При этом вишнуитские тексты могут обозначаться термином «агама» или «тантра» (например, Лакшми-тантра), а шиваитские – носить название «самхита».

Написаны тантры темным, так называемым «интенциональным» языком, непонятным без комментария. Например, bodhichitta может обозначать и «мысль о пробуждении» и «мужское семя». Обычно это объясняется эзотерическим характером излагаемых в них учений, но, кроме того, подобный язык составляет неотъемлемую часть тантрической  ритуально-мистической практики, давая возможность понять процесс отождествлений. В рамках такого подхода возможно и буквальное и метафорическое истолкование. Пониманию мешает и множество неправильных грамматических форм, встречающихся в текстах тантр.

Т. Гудриан в своей работе описывает разновидности таких конструкций. Это опять-таки, можно объяснить желанием скрыть важные истины учения от непосвященных, но может быть и более простая причина, на которую указывает санскритолог Т. Барроу. По его мнению, язык «сектантских агам» свидетельствует «о недостаточной грамматической подготовке их авторов».

Содержание тантрических текстов разнообразно, оно включает в себя метафизические спекуляции, техники йоги, магико-сексуальные ритуалы, предписания относительно храмового поклонения и др.

Автор: Андрей Игнатьев

Читать статьи А. Игнатьева:

"Азбука Тантры"

"Мировоззрение Тантры. Часть 1"