ведическийцентр

Тантрические школы Кали-кула-крама и Шри-кула

17 апреля 2022 г.
Тантрические школы Кали-кула-крама и Шри-кула

Тантрические школы Кали-кула-крама и Шри-кула

Школа Кали-кула-крама

Из каулических течений не меньший интерес представляет школа кали-кула-крама, которая еще называется просто крама или рахасья-каула. Эта школа – самое влиятельное из всех шактистских направлений внутри кашмирского шиваизма. Она была распространена в основном в Кашмире, и ее последователи считают свое учение откровением Шивы, переданным людям через его супругу Шакти-Бхайрави. Данное направление шактизма процветало в IX–XII вв. Особенностью философии крамы является описание реальности в терминах познания. Деятельность Богини здесь разворачивается в пяти фазах. Первые четыре составляют исхождение (sṛṣṭi), поддержание (sthiti), поглощение (saṁhāra) и невыразимое (anākhya) – на этой стадии то, что формировало предыдущие стадии, исчезает в чистом вездесущем сознании (именуемом также kāli-krama, слово kāli здесь обозначает группу из тринадцати Кали). Пятая стадия, совершенно трансцендентная, это стадия чистого Света (bhāsa-krаma). Культовая практика этой школы включает почитание 64 йогини. Интерес представляет то, что цикл миропроявления здесь направляется не главным божеством, а группой форм Кали.

Шактистски ориентированные кашмирские шиваиты делают акцент на преданном почитании одновременно и Шивы, и Шакти, а также совершении тантрических обрядов, включая практики вамачары. Кашмирские учителя, такие, как Сиддха Ватуланатха, Абхинавагупта (X–XI вв.) и Махешварананда (XII–XIII вв.), славились своей ученостью, и ими были написаны многочисленные сочинения по тантре. В особенности творчество Абхинавагупты считается вершиной индийской философской мысли.

Школа Шри-кула

До сих вызывает споры характер такой каулической школы, как шри-кула (шри-видья). Шри-кулу иногда называют компромиссным явлением  между тантрической и ведийской (брахманистской) формами индуизма, поскольку ее последователи, обычно происходящие из брахманских каст, используют методы Тантры «правой руки». Однако так было не всегда. По мнению Д. Уайта, зародившись первоначально как каула в VIII в. в центральной Индии, шри-кула включала и методы «левой руки». А. Паду относит возникновение шри-видьи к более позднему периоду: X–XI вв. и утверждает, что ее приверженцы в своей ритуальной практике использовали мясо и алкоголь, но не соитие. Наиболее ярким представителем каулы был Бхаскарарая.

Второе, «праворучное» направление, именуемое самая, появилось только в XVI в. Его основоположник, Лакшмидхара, постарался реформировать шри-кулу так, чтобы привести ее в соответствие со строгими нравами брахманской морали. Последователи шри-кулы сочетают практику поклонения Шакти с учением и методами адвайта-веданты. Великая богиня обычно почитается ими в образе прекрасной юной богини Трипурасундари, чьей мантрой является шестнадцатислоговая Шри-Видья-мантра, а янтрой – знаменитая Шри-чакра, обозначающая Трипурасундари в ее деятельности как божество, создающее вселенную, наполняющее ее своей мощью и затем поглощающее мироздание. Богиня находится в центре янтры, окруженная божествами, которые исходят из нее.

Высшим богом здесь считается Шива в аспекте Камешвара (владыка любви), представленный как божественный свет (пракаша), неотделима от него его Шакти, Камешвари, она же вимарша, или переживание Шивой самого себя. В школе шри-кула признаются авторитетными лишь те тексты, которые не противоречат установлениям вед и веданты. Наиболее почитаемые священные тексты этой школы: Шубхагама-панчака, Трипура-рахасья, Саундарья-лахари Шанкарачарьи, Йогинихридая-тантра, Лалита-сахасранама и некоторые другие. Возникло это направление Тантры в Кашмире, но затем распространилось в основном на юге Индии.

Автор: Андрей Игнатьев

Читать статьи А. Игнатьева: "Храмы йогини"

Подписывайтесь на Telegram - канал Татьяна Земская по астрологии, аюрведе  https://t.me/TatianaZemskaia

Обязательно подпишитесь на канал по Ягьям, мантрам https://t.me/omadityayagi