ведическийцентр

Школы Тантры. Кали-кула

09 апреля 2022 г.
Школы Тантры. Кали-кула

Школы Тантры. Кали-кула

Три типа людей в Тантре

Далеко не все достойны получить дикшу. Согласно тантрическим текстам, все люди по своей пригодности к практике тантры делятся на три типа (bhāva): пашу, вира и дивья. Пашу (paśu, «скот») именуются обычные люди, профаны, кто стоит вне рамок Тантры «левой руки» и может следовать только пути «правой руки», чьи предписания не противоречат установлениям Вед. Вира (vīra, букв. «герой») это адепт «леворучной» тантры, имеющий допуск на обряды, где используются пять макар. Наконец, к категории дивья (divya, букв. «божественный») относят высших наставников и святых тантры.


Школы Тантры

Ядро разнообразных тантрических течений составляет кула или каула. Кула (kula, букв. «семья, род, клан» вообще это очень многозначное понятие. Оно может выступать синонимом понятия Шакти и также обозначать своего рода «мистическое тело» Богини, включающее в себя ее частичные проявления и ее почитателей (аналог христианской церкви), а также отдельную общину или школу Тантры, канал сушумна или служить синонимом йони. В каулических тантрах кула всячески превозносится.

Древнейшим направлением Тантры выступает кали-кула (Шри-Кали кула, каула-дхарма, кулачара). Это антагонистическая по отношению к ведийской традиции школа зародилась, скорее всего, в Камарупе (ныне Ассам), издревле являвшимся одним из центров шактизма и Тантры. Земля Ассама с давних пор была окружена ореолом культа Великой богини. Во многом этому способствовало нахождение здесь известнейшей питхи (pīṭha, букв. «пьедестал», так именовались святые места шактистов, возникшие там, где, согласно общераспространенному преданию, упали члены тела богини Сати, после того как она погибла, не вынеся оскорбления, нанесенного ее отцом Дакшей Шиве). В Камарупе упала йони – лоно Сати, благодаря чему это место считается наделенным особенно мощной энергией.

Впервые питха в Камарупе упоминается в буддийской Хеваджра-тантре, составленной, по одному мнению, в конце VII в., а по другому – в середине VIII в. Кроме того, в этом же тексте упоминаются и три другие питхи:

  1. Джаландхара,
  2. Одияна,
  3. Пурнагири

Цепь инициатической преемственности кали-кулы восходит примерно к V в. н. э. Основателем школы, согласно преданию, был подвижник Маччханда, которого иногда отождествляют с жившим гораздо позже Матсьендранатхом. Школа была широко распространена в Кашмире в IX–XI вв., а в настоящее время она господствует в северной и восточной Индии и в Непале. Кали-кула имеет множество направлений, поэтому нередко всех приверженцев тантризма левой руки называют кауликами. Последователи кали-кулы поклоняются грозным женским божествам, таким как Кали, Чанди, Дурга и Тара, используя методы Тантры «левой руки», которые считаются неприемлемыми для индуистов: употребление в пищу мяса, рыбы и вина, сексуальные обряды. В ритуальной практике они игнорируют предписания и запреты, связанные с кастовой системой, поэтому они находятся как бы в оппозиции к ведической (брахманистской) системе и отдают предпочтение авторитету тантр и собственных учителей. Допускается возможность обретения свободы при жизни (дживанмукти).

Помимо храма Камакхьи в Ассаме, важнейшими центрами кали-кулы являются Калигхат в Колкате и Тарапитх в округе Бирбхум (штат Западная Бенгалия). К числу основных священных текстов этой школы принадлежат Куларнава-тантра, Калика-пурана, Малинивиджая-тантра, Рудра-ямала и Йогини-тантра. Одним из интереснейших направлений этой школы являлась йогини каула. Само слово «йогини» имеет много значений. В текстах, например, в Калика-пуране (50.43–44, 56.4–6, 61.40–41, 61.87–88, 61.96–97), упоминаются йогини-манифестации какой-либо богини, составляющие ее свиту и не играющие особой роли. Одновременно появляются йогини, ставшие объектом самостоятельного культа. Этот эзотерический культ основал, согласно преданию, Матсьендранатх, автор «Каула-джнана-нирнаи». После этого, согласно распространенной точке зрения, почитание йогини набирает популярность, обретая отличие от йогини-спутниц богинь в текстах.

Автор: Андрей Игнатьев

Читать статьи А. Игнатьева:

"Связь Тантры с наукой и магией"

"Цель тантрической садханы"

Для того, чтобы мы всегда смогли оставаться на связи, приглашаем Вас в ТЕЛЕГРАМ КАНАЛЫ Татьяны Земской: по астрологии https://t.me/TatianaZemskaia  ягьям, мантрам https://t.me/omadityayagi 

Поддержите проект Ом-aditya.ru  Благодарны любому пожертвованию: https://om-aditya.ru/rekvizity-dlya-oplaty/