ведическийцентр

Связь Тантры с наукой и магией

13 марта 2022 г.
Связь Тантры с наукой и магией

Связь Тантры с наукой и магией

Тантрики могут совершать или участвовать в таких общеиндуистских обрядах, как пуджа, хома, шраддха. Впрочем, эти обряды в Тантре по лучают свою специфику. В тантрической пудже, например, важно отождествление адепта с божеством, или, как сказано в Йогинихридая тантре: nādevo devam arcayet («да не почитает бога тот, кто сам не является богом»). Местом для совершения тантрических обрядов могут служить собственные дома адептов, горы, лес, берег реки или океана и даже поле, на котором произошла битва. В качестве времени предпочтение отдается ночи, из дней недели – вторнику и пятнице. Также предписывается совершать обряды на восьмые, девятые и четырнадцатые лунные сутки (tithi) половины месяца. Но наиболее благоприятным временем считаются затмения Солнца и Луны.

Что касается дакш иначары, то, как уже было сказано, в школах «правой руки» элементы панчамакары заменяются более «безобидным и» вещами, не вызывающими осуждения у брахманской ортодоксии: так, мясо могут заменять имбирь и сезам, рыбу – бобы, зерна –– рис, вино – сок кокосового ореха, а вместо соития с женщиной совершается подношение цветов. Кроме того, приверженцы дакшиначары стали утверждать, что женщина, упоминаемая в текстах Тантры, это не реальное физическое существо, а символ энергии кундалини, дремлющей в основании позвоночного столба. Когда кундалини пробуждается и поднимается в сахасрару, здесь она соединяется с Шивой (чистым сознанием или высшим «Я»), что будто бы и означает подлинную майтхуну. Как писал сторонник этого подхода Свами Шивананда: «Физическое совокупление с женщиной – это грубая майтхуна. Она происходит из пашу--бхавы, животной природы (грубого инстинкта). Мать Кундалини Шакти соединяется с Господом Шивой в сахасраре во время нирвикальпа--самадхи. Это –– настоящая майтхуна, блаженное слияние. Однако всегда следует помнить, что подобные воззрения возникли поздно, как результат символического замещения и интернализации (перенесения на тело адепта) реально совершавшихся обрядов.

Тантра, сакральные науки и магия

Тантра тесно связана с традиционными науками, такими как медицина, аюрведа, астрология (джьотиш) и алхимия (расаяна). Самые древние алхимические тексты, которые нам известны, являются тантрическими, Тантра и расаяна разделяют общие представления о вселенной и человеческом существе. Значительный вклад в развитие алхимии внесла школа натхов, о которой у нас еще пойдет речь. Аюрведа включает тантрические элементы, существует и особая тантрическая медицина. Аджит Мукерджи даже пытался в свое  время доказать, что авторы старинных тантрических текстов предвидели многие открытия европейской науки (теория гравитации, волновая теория звука, представления о природе света). Но особенно тесную связь тантризм обнаруживает с магией. Дело в том, что от поздних форм религиозности Тантра с её целостным взглядом на мир органически воспринимает магию, которая заняла среди тантрических практик достойное и почетное место.

Шесть магических обрядов обычно считаются составляющими тантрическую магию. К их числу принадлежат:

  1. умиротворение (śanti) – способность магическим средствами успокоить другое существо, оградить себя от болезней, дурных влияний и проклятий;
  2. подчинение (vaśīkaraṇa) – способность полностью подчинить себе путем околдовывания мужчин, женщин, богов и животных, заставляя их исполнять собственную волю (vaśa);
  3. введение в ступор (stambhana) – способность полностью обездвижить какое-либо существо или сделать его действия безуспешными;
  4. изгнание (uccāṭana) – изгнание из какого-либо места;
  5. внесение раздора (vidveṣana) – способность вызвать разлад среди людей;
  6. умерщвление (maraṇa) – способность нанести вред здоровью или лишить жизни кого-либо на расстоянии.

Это классический набор шести магических обрядов, правила совершения которых излагаются во многих тантрах. В этот список могут также добавляться mohana (сбивание, ослепление), ākarṣana (привлечение к себе какого-либо существа или предмета) и puṣṭi (обряд на материальное процветание), при этом один из этих обрядов может заменить любой из упомянутых в списке.

Впрочем, как замечает Н.Н. Бхаттачарья, магические обряды, описываемые в тантрической литературе, не являются чем-то изолированным и недавно возникшим, но продолжают традицию магии, восходящую к первобытной эпохе. Корни данных обрядов можно отыскать в ведийских текстах. М. Статли замечает, что магико-ритуальные практики до сих пор распространены в Индии особенно среди почитателей Шакти. Среди простонародья тантрики воспринимались как могущественные колдуны. По замечанию Т. Гудриана, именно магия стала одной из главных связующих между поздней ведийской и тантрической литературами.

Помимо разделов «обычных» тантр, в которых излагаются сведения по магии, существуют тексты, целиком посвященные магии (Т. Гудриан именует их «магическими тантрами»). О популярности магии свидетельствует тот факт, что «магические» тантры получили широкое распространение даже в тех регионах Индии, где манускрипты «обычных» тантр встречаются сравнительно редко. В этих текстах санскрит часто перемешан с хинди и другими местными языками. Данная литература имеет очень ранние истоки, и прототипом «магических» тантр служат поздние ведийские тексты, такие как Атхарваведа-паришишта, где описание обрядов поклонения богам дополняется ссылкой на сверхъестественные результаты, которые могут быть достигнуты верующим. Среди «магических» тантр выделяется созданная в Ассаме Камаратна-тантра, являющаяся подлинной энциклопедией магических обрядов буквально на все случаи жизни. Большое место уделяется в этом трактате таким темам, как средства укрепления потенции, сохранения женской красоты и здоровья и привораживание представителей противоположного пола.

Автор: Андрей Игнатьев

Читать статьи А. Игнатьева:

"Мировоззрение Тантры. Часть 2"

"Две основные формы тантры"

"Мантры, янтры, мудры и йога в тантрическом ритуле"