ведическийцентр

Тантрические школы Кубджика и Натхи

24 апреля 2022 г.
Тантрические школы Кубджика и Натхи

Тантрические школы Кубджика и Натхи

Развитие представления о кундалини привело к появлению каулической школы кубджика. высшим божеством для которой является Кубджа или Кубджика (kubjikA), букв. «сгорбленная», которая символизирует кундалини, сжатую в муладхаре. Кроме того, это богиня ассоциируется с космическим огнем, луной и некоторыми видами деревьев. Своим мужским коррелятом эта богиня имеет божество-мантру Наватмана. Основоположниками щколы были странствующие наставники. Почитание Кубджике исчезло в Индии, но до сих пор распространено в Непале, где она является тайной богиней неваров, народности, являющейся автохтонным населением долины Катманду. Самые ранние рукописи относятся к XI в., наиболее известный священный текст этой школы – Кубджикамата-тантра.

Помимо каулического тантризма существуют и другие формы Тантры. Среди тантриков-шиваитов своей известностью и влиятельностью отличаются натхи. Историю своей школы они возводят к Матсьендранатху и Горакхнатху. В метафизике натхов Шива и Шакти описываются как образующие единство, при этом Шива все же занимает главенствующие положение, а Шакти никогда не поклонялись как Богине. В ритуальной практике натхов, как правило, нет ничего трансгрессивного. Все это объясняет, что эту традицию иногда не рассматривают как тантрическую. Иногда также ее называют традицией восьмидесяти четырех сиддхов, совершенных существ, обладающих магическими способностями. Именно натхи являются создателями хатха-йоги, и благодаря им она проникает в среду тантриков. Своей целью натхи видят обретение физического бессмертия, для этого они стремятся посредством упражнений хатха-йоги сберегать в своем теле прану. 

Тантра нашла также приверженцев и среди вишнуитов, хотя тантрический вишнуизм менее интересен и оригинален. Во многих отношениях он почти не отличается от шиваизма, оказавшего на него сильное влияние. Среди школ тантрического вишнуизма особенно выделяются две: панчаратра и сахаджия. Панчаратра (букв. «пять ночей») это совершенно дакшиначарская школа, ее практика не содержит ничего трансгрессивного и тяготеет к брахманской ортодоксии. Ее учение основывается на множестве самхит, среди которых наиболее важными являются Джаякхья-, Паушкара-, Парама-,Ахирбундхья-. Среди более поздних текстов выделяется Лакшми-тантра.

Течения панчаратры не столь же разнообразны, как течения шиваизма. Ее божества обладают умиротворенной природой. Высший бог, Вишну/Нараяна, почитаемый под именем Васудевы, создает и разрушает миры, при этом его деятельность описывается как развертывающаяся врамках (что присуще всему индуизму) космических циклов дней и ночей
Брахмы. Из бога исходят три ипостаси, или эманации, вьюхи: Ачьюта, Сатья и Пуруша (или Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха), из которых берут начало затем различные уровни космоса – самый низкий из них является продуктом майи, которая есть шакти, божественная энергия (иногда почитаемая как богиня Лакшми). Из майи происходит природа, пракрити, за которой следуют таттвы, составляющие вселенную. Можно сказать, что учение панчаратры о космосе, «мирах», роли слова и мантр, ее представления о структуре человеческого существа, роли йоги и поисках освобождения почти не отличаются от тех, что присущи течениям шиваизма.

Автор: Андрей Игнатьев

Читать статьи А. Игнатьева: "Тантрические школы Кали-кула-крама и Шри-кула"

Подписывайтесь на Telegram - канал Татьяна Земская по астрологии, аюрведе  https://t.me/TatianaZemskaia

Обязательно подпишитесь на канал по Ягьям, мантрам https://t.me/omadityayagi