Культ женщины в Тантре
Культ женщины в Тантре
Поскольку каждая женщина считается воплощением Шакти, отсюда берет свое начало крайне уважительное отношение тантриков и к обычным земным женщинам. Как замечает Мирча Элиаде: «можно обнаружить в этом почитании Великой Богини еще своего рода и религиозное переоткрытие тайны женщины, ибо <…> каждая женщина является инкарнацией Шакти». Филип Роусон замечает, что в тантрическом мировоззрении не женщина персонифицирует Богиню, но Богиня сама является в женщине, и поэтому женщина играет в Тантре ключевую роль. Она – «богиня во плоти и крови».
Например, известные слова из Шактисангама-тантры (II.13.43–48) – это настоящий гимн женщине:
Женщина – это матерь трёх миров, женщина – это воплощённое троемирье,
Женщина – это опора тройственной вселенной, женщина – это тело [мирозданья].
Какие б не были проявления – мужские или женские, женские являются лучше всех,
Вся красота, что ни есть в мире, [пребывает] в круге женщин.
Нет равного женщине друга, нет равной женщине стези.
Нет, не было и не будет равного женщине счастья,
Нет равного женщине царства, нет равной женщине епитимьи,
Нет, не было и не будет равной женщине святого места,
Нет равной женщине йоги, нет равной женщине джапы,
Нет, не было и не будет равной женщине йоги,
Нет равной женщине мантры, нет равной женщине аскезы
Нет, не было и не будет равного женщине богатства.
Не менее красноречивы и другие тантры, например, Йони-тантра: «Женщины – божественны, женщины – дыхание жизни, женщины – высшая драгоценность! Всегда пребывай с женщиной – чужой или своей». Отсюда и поклонение йони – женскому лону в Тантре, выступающему символом плодородия. «Махавидьи, йогини, матрики, все божества в лоне <…> обитают», – сказано в Шактисангама-тантре. Почитание изображения йони широко распространено в шиваизме и шактизме, но приверженцы вамачары могут почитать и йони живой женщины (обряд yoni-pūjā, йони пуджа). Лингам, конечно, также служит объектом поклонения.
Такова удивительная особенность Тантры: если обычные индуисты больше почитают изображения богов, то тантрики находят божественность в человеческом теле. Тантре оказывается совершенно чуждой аскетическая традиция, напротив, в тантрических текстах часто встречается знаменитая формула «бхукти-мукти», означающая единство наслаждения и освобождения в духовном опыте тантрика. Как пишет А. Мукерджи, Тантра проповедует не уход от мира, а наиполнейшее принятие наших желаний и чувств, которые мы испытываем, будучи человеческими существами, и она направлена на сглаживание конфликта между духовным и материальным.
Автор: Андрей Игнатьев
Читать статьи А. Игнатьева:
"Две основные формы тантры"
"Мантры, янтры, мудры и йога в тантрическом ритуле"
"Связь Тантры с наукой и магией"
Наши Новости!